Благодаря Интернет-технологиям стало активно развиваться дистанционное обучение (ДО). На сегодняшний день зачастую эпидемиологическая ситуация складывается таким образом, что дистанционное обучение является наиболее оптимальным и возможным способом получения образования. В данной статье мы рассмотрим преимущества дистанционного обучения и его особенности.
Особенности дистанционного обучения
Дистанционное обучение представляет собой образовательный процесс, который осуществляется между учащимся и преподавателем на расстоянии при помощи современных телекоммуникационных технологий.
Дистанционное обучение применяется в школах, средних и высших учебных заведениях. Заниматься обучением можно при помощи любого электронного устройства, например компьютера, планшета, телефона и т.д.
Преподаватели могут размещать расписание занятий для учащихся на различных бесплатных веб-сервисах (например, Google Класс), на своем персональном сайте, личном кабинете или отправлять на электронную почту. Помимо расписания, преподаватель размещает все учебно-методические материалы, указывает время проведения онлайн-уроков, выдает проверочные задания и оговаривает сроки их выполнения.
Образовательный процесс дистанционного обучения включает в себя три этапа: изучение теории, выполнение практических заданий и контроль.
Для изучения теории используют следующие учебно-методические материалы:
- электронные учебники – различные книги, пособия, журналы и т.д.;
- видео- и аудио-лекции – заранее подготовленный и записанный преподавателем материал, который учащийся может просмотреть в удобное для него время;
- онлайн-лекции – занятия, которые предусматривают присутствие каждого ученика и осуществляются при помощи ПК, веб-камеры и микрофона;
- мультимедийные презентации – это конспекты, которые включают в себя слайды с текстом в сопровождении графических иллюстраций, видео и т.д.
Для закрепления теоретических знаний существуют различные практические работы: лабораторные, семинарские или практические занятия. Для их выполнения разработаны специальные программные средства (например, симуляторы, виртуальные лаборатории и т.д.), благодаря которым можно проводить различные опыты и эксперименты.
Чтобы проверить знания учащегося, используют промежуточный и итоговый контроль. К промежуточному контролю относят выполнение домашнего задания, самостоятельных и контрольных работ. Для этого ученики выполняют письменное задание, которое потом отправляют на проверку преподавателю. К итоговому контролю относят сдачу сессии и зачетов. Обычно они проводятся в виде тестов, которые проходят онлайн в назначенное время.
Для осуществления эффективного дистанционного обучения необходимо соблюдение двух условий:
- Преподаватель должен выступать не только в роли источника знаний и информации, но и быть координатором всего процесса обучения.
- От учащихся требуется наличие мотивации и самодисциплины, ведь большую часть учебного материала они должны освоить самостоятельно.
Плюсы дистанционного обучения
В последнее время дистанционное обучение приобрело широкую популярность. Этому способствовал ряд преимуществ ДО:
- в период самоизоляции наиболее значимым преимуществом дистанционного обучения является полное отсутствие личного контакта ученика с преподавателем и другими учащимися;
- финансовая экономия – исключаются затраты на проезд и питание;
- экономия времени – часто учащиеся тратят огромное количество времени на то, чтобы добраться до учебного заведения. Дистанционное обучение, в свою очередь, исключает затраты времени на сборы и проезд;
- индивидуальный график обучения - учащиеся могут самостоятельно выбирать время обучения при условии, что выполненные ими задания преподаватель должен получить в назначенные сроки;
- обратная связь – при возникновении трудностей и вопросов в процессе обучения, преподаватели окажут помощь учащимся в любое время;
- саморазвитие – благодаря дистанционному обучению можно освоить различные средства коммуникации, обучающие онлайн-платформы и программы.
Кому подходит дистанционное обучение
В условиях пандемии коронавируса, каждый школьник и студент опробовал на себе дистанционное обучение. Однако в обычных условиях эта форма обучения подходит не каждому. Дистанционное обучение является наиболее подходящим и оптимальным для:
- людей, с ограниченными физическими возможностями;
- людей, с ограниченными финансовыми возможностями;
- тех, кто хочет получить новую специальность без отрыва от основной работы;
- тех, кто желает обучаться по нескольким образовательным программам одновременно;
- тех, кто не может или не хочет тратить большое количество времени на то, чтобы добраться до учебного заведения. В основном это касается жителей сельской местности, где отсутствуют средние и высшие учебные заведения, а иногда и школы.
Таким образом, можно заключить, что дистанционное обучение востребовано в сегменте ДПО. Ведь именно специалисты с уже имеющимся образованием хотят получать новые и актуальные знания без серьезных финансовых трат, потери своего личного времени, а также без отрыва от непосредственной профессиональной деятельности. В этом отношении оптимальный выбор - учреждения ДПО, предлагающие прохождение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки с применением дистанционных образовательных технологий.